Слово камуфляж происходит от французского camouflage, что означает «маскировка». Нужен он не для чего иного как для того, чтоб человека или другие объекты невозможно было визуально различить на местности.
Человека, пытающегося скрыться на каком-либо ландшафте, можно заметить и если он перемещается, и если неподвижен, если не приняты специальные меры. Если с перемещение все более-менее понятно, то неподвижную фигуру выдает явный контраст с окружающей местностью. Это могут быть цвета, которые не совпадают с пейзажем, или четкие очертания фигуры, которые идентифицируют его как человека, а не как элемент окружающей среды.
Качественный и правильно подобранный камуфляж призван слить фигуру человека с пейзажем, изменив ее цвет и сломав и размыв очертания. Контуры становятся несимметричными, непропорциональными и неправильными. Попросту говоря, человек в камуфляже должен выглядеть как растение, часть болота или поля, как обломок скалы или стены. Одним словом, как предмет, опасности не представляющий.
В живой природе распространены покровительственная окраска, или же мимикрия, когда форма тела животного или его цвет похожи на другой объект. Наиболее часто это подражание проявляется в сходстве с предметами неживой природы. Таким как растения, камни, пятна света. Подобная маскировка свойственна и хищникам и их потенциальным жертвам.
Самой совершенной маскировкой обладают животные, способные быстро изменить свою окраску под цвет окружающей среды. Это могут делать, например, осьминоги или хамелеоны. Более простой способ – это сезонная линька, изменяющая окрас зверя на летний период или на зимний.
Те же самые принципы мимикрии и покровительственной окраски используются и в камуфляже и маскировке людей. Здесь есть несколько параметров, которые определяют качество маскировки.
Первое – цвет. Он должен быть неярким и неброским, если только человек не пытается замаскироваться на покрытом цветами лугу. Слишком темные тона нежелательны точно также, как и слишком светлые. В первом случае фигура будет заметной днем, а во втором – ночью.
Самые простые виды камуфляжа – это зимний и ночной. Первый предназначен для маскировки на снегу. Он либо чисто белый, либо по белому фону идут темные пятна. Второй обычно однотонный – либо черного, либо темно-серого цвета.
Во всех прочих случаях при подборе камуфляжа надо ориентироваться на время года и то, как выглядит в это время окружающая среда. В средней полосе России ранней весной используется камуфляж с преобладанием белого, серого или черного цветов; поздней весной в нем должны присутствовать насыщенные оттенки зеленого цвета, а также темно-серый и коричневый цвет. Летом в лесной зоне в одежде должны преобладать зеленый, серый и коричневый цвета, а осенью - тускло-желтые, буро-красные, коричневые, зеленые оттенки. Для поздней осени в лесу лучше выбрать одежду с использованием черного, серого, коричневого и желтого цветов.
Второй параметр – это расположение цветовых пятен. Как раз с помощью пятен силуэт человека размазывается и ломается. Одежда свободного покроя будет дополнительно искажать очертания человеческого тела.
В качестве дополнительных элементов маскировки используется грим, перчатки или сетка. Все они маскируют открытые участки человеческого тела. Если нет специального грима, то подойдет сажа, обычная грязь или сок растений. В маскировку можно добавить естественные элементы - пучки травы или ветки, а можно просто нашить лоскутки ткани. Симметрии при этом быть не должно. Нужно иметь в виду, что на некоторых ветка листва увядает довольно быстро и для маскировки уже не годится. Лучше всего использовать ветви деревьев хвойных пород или дуба. И, разумеется, они должны быть «родными» данной местности. Чужеродный объект маскировку только нарушит.
Третий параметр – освещенность. Лучше знать заранее, при каком освещении будет использоваться ваш камуфляж. В целом, легче всего замаскироваться либо в тени, либо там, где освещение контрастное, и свет, пробивающийся сквозь листву или ветви, ложится пятнами. Если вы решили расположиться в одном месте надолго, надо помнить, что освещение с течением времени будет меняться, и место, находящееся в тени, может стать хорошо освещенным.
Четвертый параметр – маскировка звуков и движений. В этом помогут всевозможные укрытия – высокая трава, складки рельефа, кусты и деревья. Если приходится ждать в засаде, то быстрых и резких движений следует избегать.
Охотничий камуфляж призван максимально точно воспроизвести на ткани маскировочного костюма детали окружающей местности. В отличие от военного камуфляжа, охотничий камуфляж не может быть универсальным, в противном случае он будет малоэффективен. Всякий маскировочный костюм имеет узконаправленное назначение и хорош только на определенной местности, в определенное время года и суток.