Куртка пилота. Американская легенда.

Летные куртки (как и летные хронографы), один из самых привлекательных фетишей. Романтика самолетов и пилотов эпохи до изобретения радаров и ракет привлекает множество фанатов по всему миру.

Изначально, во время первой мировой войны, большинство самолетов не имело закрытого кокпита и требовалась достаточно теплая одежда для пилота. Большинство из них носили длинные кожаные пальто - в то время достаточной ветронепроницаемостью обладала только кожа. В сентябре 1917 года был основан комитет Aviation Clothing Board американской армии, который занимался дистрибуцией надежных кожаных летных курток - с высокими воротниками, молниями с ветрозащитными клапанами, облегающими манжетами и поясами, отороченными мехом, так произошло рождение американской летной куртки.
На другой стороне океана, Лесли Ирвин придумал и выпустил классическую куртку из овчины. В 1926 году он основал фабрику в Великобритании и стал основным поставщиком для RAF во время второй мировой войны. Спрос был так велик, что Ирвин вынужден был задействовать субконтракторов, что обьясняет вариации дизайна и цвета продукции.
Двумя самыми исторически известными куртками стали А-2 и G-1.

 

A-2 также известен как бомбер, его в самом деле использовали пилоты бомбардировщиков, в обогреваемых кокпитах, но остальная команда обычно носила теплые B-3 и В-6 из овчины, более подходящие для открытой пулеметной турели. 
А-2 был принят и стандартизирован в 1930 г., а в 1943 ограничен в использовании только для замены поврежденных курток - начали поставляться новые тканевые куртки В-10 и В-15, хотя на фото ветеранов корейской войны, пилоты F-86 и F-82 еще в этих легендарных куртках. Каталог US Army Air Forces Class 13, описывает эту куртку под номером спецификации 94-3040 как "куртка из лошадиной кожи темно-коричневого цвета, с вязаными манжетами и поясом", от более ранней модели А-1, она отличалась наличием молнии вместо пуговиц и скрытыми кнопками карманов. Стоячий вязаный воротник был заменен рубашечным кожаным, с ремешком на горле и были добавлены простроченые эполеты на плечах.

 

Несмотря на небольшие различия, версии различных производителей придерживались основных отличительных особенностей - боковые карманы не были утеплены (руки в карманах - неподобающая для военных поза), спина выполненная из единого куска кожи, чтобы уменьшить нагрузки на куртку и легкая шелковая или хлопковая подкладка с пришитым ярлыком. До Второй мировой войны, куртки выпускались с воротником пришитым к ленте ворота, как на рубашках, но в военное время воротник пришивали к спинной панели и заворачивали для экономии времени.

Большая часть А-2 выпускалась из лошадиной кожи, дубленой хромом или растительными экстрактами, но некоторые куртки были сделаны из козлиной кожи, по примеру G-1 и еще меньше из коровьей или воловьей кожи (которую довольно трудно отличить от лошадиной, если дубить одинаково). В основном козлиная кожа использовалась только тогда, когда на фабриках подходили к концу запасы лошадиной, но все куртки произведенные Spiewak и Doniger из козла, также как и многие сделанные Cable, Dubow, Bronco, Perry и Rough Wear.
В военное время куртки выпускались множества оттенков и тонов, но все были основаны на двух цветах - seal (темно-коричневый) и russet (красно-коричневый), причем первые в большинстве своем были перекрашены из вторых, чтобы скрыть потертости и выцветание, но некоторые производители (Aero Leather) красили А-2 в темно-коричневые изначально.

С 1939, подкладку из шелка окончательно заменили на хлопковую, с целью экономии конечно. Молнии делались из стали или бронзы, некоторые были никелированы, а производили их Talon, Crown, Conmar и Kwik, с преобладанием первого.
Современные версии довольно свободные, в то время как оригинальная куртка была более облегающего кроя, для юных подтянутых пилотов, а не для толстых фермеров воображающих себя Эрихом Хартманном. Также A-2 не была предназначена для носки поверх нескольких слоев одежды - для зимнего времени пилоты одевали куртки из овчины.
А-2 вручалась пилоту окончившему начальное обучение, перед началом следующего этапа обучения - одна штука в одни руки, и являлась предметом особой гордости летчика.

Продвигаясь по службе, пилот нашивал эмблемы эскадрилий, знаки различий и иногда целые художественные произведения. Команды бомбардировщиков часто нашивали небольшие бомбы справа, по количеству выполненных бомбометаний. Пилоты морской авиации часто носили эмблемы всех подразделений в которых они служили, тогда как армейские авиаторы старые нашивки отпарывали. Эмблема Army Air Forces нашивалась и печаталась на левом рукаве, а щит конкретной воздушной армии на правой. На подкладке рисовалась карта миссии, которая теоретически могла быть использована если пилота сбили, а асы сбившие пять и более самолетов противника, могли похвастаться красной сатиновой подкладкой.
Официально, только пилоты армейской авиации могли получить эти куртки, но такие армейские селебрити как генералы МакАртур и Паттон, тоже доставали и носили А-2, популярность курток была просто огромной.
Оригинальные А-2 военного времени довольно редки, но их можно достать - cтоимость такого музейного экземпляра варьируется от 800$ до 5000$ в зависимости от состояния и наличия нашивок.

Делящей первое место по известности с А-2, была куртка морской авиации G-1. Она "прожила" значительно дольше своей соперницы - только в 1978 году конгресс настоял на прекращении производства, из-за того что мощности снабжения морфлота не справлялись со спросом. Фильм 1985 года Topgun, с Томом Крузом, где тот носил стильную G-1 с множеством нашивок, вызвал взрыв популярности летных курток, да такой что ВВС в 1988 начали перевыпуск легендарных А-2. Естественно сегодняшние куртки не надевают в кабину современного самолета, но они остаются важным отличительным признаком, гордостью военного пилота.

Современная куртка выдается только летчикам боевых подразделений. Она имеет более свободный крой, не допускаются нашивки и раскраска (по причине огнеопасности), сделана из козлиной кожи с огнеупорной пропиткой и только в одном цвете - темно-коричневом.

Теплые летные куртки из овчины, с меховой изнанкой от "бомбера" В-3, до морской М-445, были популярны для полетов в зимнее время и на большой высоте. Синтетические куртки В-серии и морские СWU-cерии, появились позднее, но и они почитаются коллекционерами военной униформы.

Сейчас синонимом летной куртки является МА-1, короткая куртка, с двумя косыми карманами сбоку, двумя внутренними карманами и карманом на молнии на левом рукаве. МА-1, была разработана в 1949, в связи с появлением реактивной авиации и новых требований к экипировке, связанных с этим. Кожаная куртка с карманами, клапанами и прочими деталями в кабине самолета набитого оборудованием, на больших высотах и соответствующих температурах, больше не могла выполнять свои функции. Первый раз нейлон был использован в летной куртке в 1946 году, это была В-15, отличалась от МА-1 наличием мутонового мехового воротника, но после нескольких лет эксплуатации выяснилось, что меховой воротник мешает парашюту и другому оборудованию и В-15 была заменена новым образцом.

С самого начала куртка производилась Alpha Industires, наверное самой известной компанией совмещающей военные заказы и продажу милспек экипировки широкой публике. МА-1 предназначена для носки круглый год - в расстегнутом состоянии она достаточно прохладна, а в застегнутом сохраняет тепло. Дизайн МА-1 периодически немного изменялся - новые текстильные материалы, технологии пошива и дизайн кокпита требовали внесения изменений в конструкцию куртки. Изначальный милспек обозначался MIL-J-8279, а последняя ревизия в начале 80-х J-8279F.
Большинство этих курток снаружи окрашены в полуночно-синий или полынно-зеленый цвет, а подклад в киноварно-оранжевый. С лицевой стороны куртки в гражданских версиях - т.н. парашютный шелк, на самом деле нейлон, а в сделанных для армии - Nomex, разработанная в 1968 году DuPont огнеупорная ткань. Nomex представляет собой мета-арамид - ароматический полиамид, мета-версия пара-арамидного Кевлара. Мета-арамиды не выравниваются при формировании волокна, и гораздо менее прочны чем пара-арамиды. Также использовался для парашютов в космической программе НАСА, в пожарном оборудовании, в униформе гонщиков.

Оригинальная конструкция была выполнена из двух слоев нейлона - внешней оболочки и подкладки и двух слоев шерстяной ткани между ними. Впоследствии шерсть была замененна полиэстеровым волокнистым наполнителем, более легким и теплым, чем шерсть. В середине 60-х куртка была сделана двусторонней, с внутреннми оранжевым подкладом. В случае крушения, пилот мог надеть куртку наизнанку, чтобы сделать легче работу спасателей по его обнаружению. Были убраны петли для прокладки радиошнура и передняя планка, держащая кислородную маску. Ранние МА-1 также имели напечатанную эмблему USAF на рукаве. 
Сейчас МА-1 практически секс-фетиш.

N-3B или Snorkel парка. Шноркелем называется трубка для подводного плавания и перископ подводной лодки, каким образом этот предмет связан с паркой для экстремально холодных температур?, если ее застегнуть полностью, то остается маленькое отверстие в конце капюшона, напоминающее перископ. В начале 50-х она, как водится была разработана для американской армии и сделана, подобно МА-1, из нейлона, с утеплителем из толстого шерстяного материала, который в 70-х был заменен на полиэстер. Пик популярности ее пришелся на рубеж 70-80, особенно среди детей и подростков, а через 20 лет она опять вернулась в моду. Теперь ее носят Бекхэм и Галлахер, но она не ассоциируется у широкой публики с военной курткой, а скорее с школьными годами.

Короткая N-2 стала наследницей В-11, выпускалась обычно в оливковом цвете с роскошным мутоновым капюшоном, отороченным настоящим мехом койота, за ней последовали модификации N-2A и N-2B, изменив цвет соответственно на синий и полынно-зеленый, а также мех оторочки на искусственный и обратно на настоящий. Семейство N-3 представлено тремя модификациями от N3 до N-3B, различающихся типом нейлона, цветом, шерстяные манжеты и поясной шнур перекочевали внутрь рукавов в позднейших моделях, ветрозащитный клапан укорочен, а с мехом на капюшоне произошла та же история, что и в короткой модели. Нейлоновые модификации B-10 представлены куртками В-15В и В-15С, последняя была выпущена в свет в 1950 и молния на ней опять вернулась на середину куртки.

Морская авиация US Navy не менее славна своей экипировкой, чем ВВС. Главная легенда это безусловно G-1. Принятая для замены М-422 в 1940 году, она была сделана из эластичной козлиной кожи. G-1 часто выдавалась и армейским летчикам, потому она не имеет обозначений принадлежности ни к ВВС, ни к ВМС, а на обратной стороне воротника значится US.

Куртка N-1 изначально была разработана в середине 40-х годов, в комплекте со шлемом и брюками, выполненными из того же материала, для ношения в море. Материал лицевой стороны - т.н. Jungle Cloth, одна из самых крепких и устойчивых к погодным условиям хлопковых тканей. Первая версия куртки была выполнена в синем цвете, с двусторонней подкладкой из альпаки и шерсти. Вторая модификация сменила цвет на оливковый, убрала альпаку с манжет рукавов и увеличила проушины для пуговиц. Зимние куртки для пилотов представлены М-422, AN-6552 и более поздней модификацией ANJ-3A, она была разработана в рамках программы унификации снаряжения для армии и флота, однако, как разработанная главным образом для ВМС, редко носилась армейскими летчиками.

Армейские куртки, несравнимые конечно по великолепию с авиационными, представлены в коллекции US Army, кое-что все же может привлечь внимание. Куртка танкиста, изначально задуманная как часть зимнего костюма из трех компонентов выполнена из влагоустойчивого, ветронепроницаемого 26-унцевого хлопкового полотна, с шерстяной подкладкой и конструкцией из двойных встречных складок. Куртка парашютиста являлась модификацией куртки механика, и представляла собой куртку до колен, выполненную из ветронепроницаемого хлопкового твилла, светло-оливкового цвета. Четыре больших кармана, пришитых под углом 45 градусов, служили для хранения дополнительного снаряжения, а специальный карман около шеи служил для хранения ножа, чтобы парашютист мог перерезать стропы при необходимости. Проработаный крой со складками давал дополнительную маневренность в области спины и плеч.

Описанные в начале статьи изменения в конструкции курток, также как и перерыв в производстве, вызвали к жизни индустрию производства реплик оригинальных курток, повторяющих в деталях куртки предвоенного и военного времен. Любители военной истории, пуристы и перфекционисты требовали производства курток по копиям старых лекал, правильно дубленых шкур, 100% хлопковые нити и молнии из военных запасов.

Как и в случае selvedge denim, все эти затраты абсолютно не дают никакого преимущества перед современными методами производства, которые быстрее, дешевле и качественнее, это всего навсего атмосфера исключительности, та например которая окружает швейцарский хронометр ручной сборки или хай-енд аудио аппаратуру.

Куртка пилота. Американская легенда.